|
Чернобыль:
История Чернобыльского района
Чернобыль в период Киевской Руси
Северная и северо-западная территория древнего Киевского
княжества, согласно свидетельствам древних летописей, уже в десятом
столетии была покрыта густой сетью городов, феодальных замков и
поселений. Заселенными были в большей степени берега рек Припять,
Тетерев, Ирпень и Уж. В летописях вспоминаются названия поселений, в
частности Овруч, Рильск, Семоч и другие. Среди этой когорты
исторических населенных пунктов весомое место занимал Чернобыль.
Первое упоминание о городе Чернобыль было найдено в
Ипатьевской летописи. Где указывается, что в 1193 году Ростислав
охотился возле города Чернобыль: «Князь Вышгородский и Туровский
Ростислав – сын Большого князя Киевского Рюрика ехал с ловом от
Чернобыля к Торцийска». Кроме того в Лаврентиевской летописи
описывается исторический поход князей в 1127 году, через город Стрежив,
который был самым южным городом Полоцкого княжества и стоял на страже
половецких земель от древнего Киева. Это подтверждает и историк
Лаврентий Похилевич в своем труде "Сказания о населенных местностях
Киевской губернии" (издана в 1864 году).
Существуют свидетельства, что еще в конце XIX столетия на
месте Стрежева можно было увидеть земельные укрепления, валы, рвы и
курганы сохранившееся со времен Киевской Руси. В одном из курганов,
который называется Татарским, найдено оружие, а также сокровище
ювелирных бронзовых и серебряных украшений XII-XIII ст. В связи с этим
исследователи истории г. Чернобыля пришли к выводу, что упоминание в
Ипатьевской летописи о Чернобыле есть ни чем иным, как воспоминанием о
переименованном городе Стрежев.
Существуют и другие гипотезы возникновения Чернобыля.
Название города Чернобыль может происходить от слова «чернобыльник» -
так, с древних времен и сейчас, называют вид полыни, которая растет в
окрестностях Чернобыля.
Чернобыль во времена
монголо-татарского нашествия
Древняя история города Чернобыль имеет события, которые
связанны с монголо-татарским нашествием, литовским, а также польским
правлением.
Так XIII столетии в районе впадения реки Припять в Днепр
состоялось сражение объединенного литовско-украинского войска с
татарами. Монгольско-татарское войско, которым руководил Кайдан –
военачальник Батыя, было полностью разбито, а Кайдан чудом спасся. Как
утверждают историки, это была первая победа Руси на монголо-татарами.
|
Рисунок – Карта
Малоросии, которая была составлена в начале 17-го столетия известным
путешественником Бопланом. В то время Малоросия была под владением
Польши. |
В 1569 году, после подписания Люблинской унии между Литвой и
Польшей, Чернобыль отходит под владение Польши. Власть над городом
переходит в руки династии шляхтичей Сапегов.
Освободительная война украинского народа 1648-1654
гг. не обошла стороной и Чернобыльские земли. В результате военных
действий эти территории многократно переходил из рук в руки. В
Чернобыле побывал также Киевский полк повстанческой армии Богдана
Хмельницкого под командованием А. Ждановича.
Староверы и старообрядцы в
истории чернобыльского края
На этих территориях, в XVIII веке, нашла прибежище община
староверов. В непролазных чащах лесов они построили скиты, где могли
беспрепятственно, по старому, молиться своим богам. Даже сейчас, в
центральной части зоны отчуждения, можно найти остатки древнего
поселения староверов. Оно зовется "Городище". Городище представляет
собой участок территории, обнесенный двумя земляными валами. Эти
земляные укрепления хорошо идентифицируются и в наше время. В наше
время историко-культурных исследований этого поселения не проводилось.
Староверы жили и в городе Чернобыль. Так, в книге
«Репортажи из Чернобыля» (авторы Илльеш А.В.и Пральников А.Э.)
говорится, что во второй половине 17-го столетия в Чернобыле поселились
староверы. Позже их секта начала называться «чернобыльской». Глава этой
секты, Илларион Петров имел странное прозвище «Коровьи Ножки» и
отмечался чрезвычайным фанатизмом. Секта проповедовала быстрое
пришествие антихриста и приход конца света. Интересно, что
чернобыльские сектанты позже переселились в Австрию (в конце 18-го
столетия). Сектанты были приглашены лично австрийским императором
Иосифом II, который даже освободил их от налогов на последующие (после
переселения) двадцать лет.
Староверы, которые остались в Чернобыле несколько позже
основали несколько поселений в чернобыльском районе. Замошня,
Красиловка, Бычки – это населенные пункты в которых жили староверы до
1986 года.
В 1775 году в Чернобыле было основано поселение
раскольников – выходцев из Стародубья. Раскольники имели свою церковь в
имя св. Филиппа – митрополита Московского. При церкви существовал
мужской монастырь.
Во время массовых восстаний украинского народа против
польской шляхты, которые возникали несколько раз на Правобережной
Украине, Чернобыль дважды (в 1747 и 1751 годах) был захвачен отрядами
повстанцев, которые жестоко расправлялись с польской шляхтой.
Карательные отряды, которые возглавлял пан Мацкевич, огнем и мечем
прошелся по всей местности в районе рек Тетерев и Припять.
Особенную роль в жизни жителей Чернобыля занимала река
Припять. Она была кормилицей. Из-за низкой продуктивности земельных
наделов жители Чернобыля преимущественно занимались рыбалкой. Кроме
этого заготавливали древесину, торф, а также собирали грибы и ягоды.
Наиболее распространенным занятием
полищуков была рыболовля, охота, пчеловодство (бортничество),
собирательство. Развивались и народные промыслы и ремесла – гончарное
дело, ткачество, обработка дерева, металлургия и обработка железа,
обработка кожи, плетение, обработка камня, сукновальный промысел и др.
Большие испытания на долю Чернобыля выпали в связи с
преследованиями языковая культура, проводилось окатоличивание
население, особенно ярко это происходило в период владения городом
польской шляхтой. Известно, что в самом Чернобыле в 1600 годе был
основан римско-католический костел, а со временем при нем был создан
доминиканский монастырь.
Чернобыль иудейский и
православный
В 1749 году Радомышльская консистория начала строительство
в городе Чернобыль первую православную Ильинскую церковь. Строительство
деревянной церкви было завершено в 1779 году. В 1873 году деревянная
церковь сгорела и на ее месте была построена каменная. Эта церковь
существует в городе и сейчас. В ней проводятся богослужения. В
Чернобыльской зоне отчуждения существовала Воскресенская церковь,
которая была построена в XVIII столетии в селе Толстый Лес. В 1996 году
церковь полностью сгорела.
Воспоминания о городе Чернобыль существуют даже в истории
Франции. В период якобинской диктатуры, уроженка Чернобыля, 26-летняя
полька Розалия Любомырская-Ходкевич, 30 июня 1794 года была казнена на
гильотине в Париже. Ее обвинили в связях с Марией-Антуанетой и другими
членами королевской семьи.
Несмотря на то, что середина XVIII столетия в истории
Чернобыля была охвачена пламенем народных восстаний, именно в этот
период характеризуется существенным культурным и экономическим
развитием города.
В XIX столетии начало развиваться предпринимательство,
появились школы и медицинские учреждения. В 1855 году открылась первая
парафиальная школа. Учителем был дьякон. Он обучал детей в собственном
доме, поскольку помещения для школы не было. В это время в Чернобыле
жило около четырех тысяч евреев, более двух тысяч православных и 600
раскольников. Так же в городе Чернобыль в то время жило около ста
римо-католика. В это время в Чернобыле было пять синагог, три
православные церкви и костел. В 1880 году в Чернобыле было открыто
первую школу на 60 учеников. Школа содержалась за счет родителей
учеников.
|
Одна из первых
детальных топографических карт Чернобыльского района. Дата ее создания
- 1894 год.
|
На рубеже XIX-XX столетий в Чернобыле жило около 17 тысяч человек и
насчитывалось около 2000 дворов (хотя, надо признать, существуют другие
данные о численности населения Чернобыля в то время, например Похилевич
указывает цифры в 2 раза меньшие).
Одним из уникальных древних сооружений на территории
современной Чернобыльской зоны отчуждения, как это отмечалось выше,
была Воскресенская церковь в селе Толстый Лес. Воскресенская церковь
была построена в 1760 году. Размещалась в центре села. Церковь была
деревянной, трехсрубной с пристроенной с запада колокольней. Церковь
имела три купола. Центральный купол имел окна освещения, другие купола
были глухими. В церкви сбереглась росписи XIX столетия. В 1897 году к
бабинцу была пристроена квадратная (в плане), двухъярусная колокольня.
Церковь была построена в стиле украинского барокко. После
аварии на ЧАЭС и эвакуации населения, церковь была разграблена
мародерами. 24 апреля 1996 году, почти через 10 лет после аварии,
Воскресенская церковь сгорела. К большому сожалению, этот архитектурный
памятник утрачен навсегда...
|
|
|
Воскресенская церковь в селе
Толстый Лес (построена в 1760 году).
|
Другой ракурс Воскресенской
церкви (по материалам Иститута зоологии НАН Украины)
|
Записи в церковной книге
Воскресенской церкви (в правом нижнем углу видна запись Н.П.Архипова –
одного с основателей отечественной радиоэкологии), по материалам сайта
Института зоологии НАН Украины
|
Одним из наиболее интересных и наименее изученных мест
Чернобыльской зоны отчуждения является остатки древнеславянского
поселения. На данное время месторасположение этого поселения
угадывается по наличию остатков укреплений (земляных валов). Считается,
что это древнее поселение относится к милоградской культуре эпохи
раннего железа (VII-III столетие до нашей эры). Городище построено на
острове посреди непролазных болот. Остатки валов, особенно внешнего
вала, очень хорошо идентифицируются и сегодня - даже через две с
половиной тысячи лет.
Другие историко-культурные объекты Чернобыльской зоны
отчуждения и города Чернобыль представлены на фотографиях ниже.
|
|
|
Надгробный камень на остатках
еврейского кладбища 19-го века в городе Чернобыль.
|
Церковь в селе Красное
|
Свято-Ильинская церковь в городе
|
Литературные
источники:
Ипатьевская летопись. Літопис руський за Іпатьским
(Іпатіївським) списком (видання 1908 року). Лътопись по Ипатьевскому
списку. Кіевскій лътописный сводъ. В лето 6699 [1191] – в лето
6703[1195].
Говірки Чорнобильської зони // Під редакцією П.Ю.Гриценка.
Вид-во “Довіра”. - К. 1996. – 358 С.
Давня історія Чорнобиля. Стаття Д.Кулиняка «Таємниці вовчих закутків».
– «Політика і культура». 1-7 травня 2001. №16 (99).
Омеляшко Р., Маліневська Н. Краєзнавець минулого століття та його
праця. – В кн.: Древляни. – Зб. Статей і матеріалів з історії та
культури Поліського краю.
Лавреній Похилевич.
Сказания о населенні местностях Киевской губернии или статистические,
исторические и церковные заметки о всех деревнях, селах , местечках и
городах в пределах губернии находящихся.
Печера М.П. Городище Милоградської культури в Київському
Поліссі// Археологія. - 1976. - Вип. 20. - С. 88.
Шендрик Н.І. Довідник з археології України. Київська
область. - Київ,: Наук. думка, 1977. - 142 с.
Балашов Л.С., Францевич Л.І., Шерстюк Н.І. Состояние объектов
природно-заповедного фонда в зоне отчуждения. Проблеми Чорнобильської
зони відчуження. Вип. 4. - Київ. Наукова думка. 1996.
|
|